Езда на мотоцикле всегда считалась уделом тех, кто не боится на двух колесах вести опасную игру с силой тяжести. До тех пор, пока один хитроумный японец не додумался “поставить” мотоцикл на четыре колеса. Так появились ATV — All Terrain Vehicle, что в переводе с английского означает “транспортное средство для езды по бездорожью”. Удивительное создание - квадроцикл, объединило в себе лучшие черты “джипа”, мотоцикла и... трактора. Для этой техники самое интересное начинается там, где кончается асфальт. Ее стихия — песок, грязь, болото, лесная чаща — местность, где мотоциклу, не говоря уже о внедорожнике, делать нечего. Только на квадроцикле можно по-настоящему познать “абсолютное бездорожье”. Хотите попробовать?

Откуда родом

Совместить, казалось бы, несовместимое удалось японским конструкторам чуть более двух десятков лет назад, когда в обиходе появился термин “квадроцикл”. Родоначальником современных вездеходов является японская фирма Honda. Еще в далеких 70-х годах компания выпустила на американский рынок трехколесную модель US90, названную АТС (All Terrain Cycles — в переводе с английского “вездеходные мотоциклы”). Отличительной особенностью этого аппарата были огромные колеса с мощными грунтозацепами. Фирма рекламировала его как помощника для фермеров. Однако основательные янки предпочитали для работы более серьезную технику. Сбыт US90 до середины 70-х шел вяло, пока на модель не обратили внимания “денежные мешки” из процветающей Калифорнии. Оказалось, что на песчаных пляжах такой аппарат — фантастически забавное средство передвижения. Увлечение быстро переросло в моду, и уже в 1980 году подобная трехколесная техника была в производственных программах большой японской “четверки”. Позже к ней присоединились американские Polaris и Arctic Cat. И лишь в 1982 году фирма Sudzuki решила добавить трициклу одно колесо, создав четырехколесную модель LT-125.

Анатомия “зверя”

С годами сложился общий стиль и единая концепция конструирования квадроциклов. Задняя подвеска пружинная, передняя — типа “МакФерсон”. В подвеску включен стабилизатор, надежно удерживающий машину от опрокидывания на бездорожье. Все квадроциклы отличаются большим дорожным просветом — 245-285 мм и мощной защитой картера и механизмов трансмиссии. Отличительной особенностью этой техники являются шины низкого давления (0,2-0,4 атм, т.е. в 5-10 раз меньше, чем в обычном колесе), благодаря чему улучшается комфортность езды и не наносится вред почве.

Колесная формула подавляющего большинства квадроциклов — “4х4”, однако более простые модели и спортивные машины, предназначенные для относительно хороших трасс, могут иметь только один ведущий мост. С недавних пор в мире четырехколесных мотоциклов объявился свой Голиаф — модель Big Boss-500 с колесной формулой “6х6” от американской компании Polaris. Но и это не предел! У плавающих моделей колесная формула может быть и “8х8”.

“Сердце” машины — это мотоциклетный, как правило, одноцилиндровый двигатель (2- или 4-тактный) объемом 200-600 куб. см. Мощность моторов колеблется от 20 л.с. до 40 л.с. при 6000-7000 об/мин. То есть литровая мощность достигает 64-66 л.с.! Такая энерговооруженность в сочетании с мощной подвеской обеспечивает отличные вездеходные качества. Кстати, охлаждение “квадриков” — жидкостное, что для внедорожного мотоцикла весьма актуально.

Конструктивная особенность подавляющей массы квадроциклов — автоматическая трансмиссия с клиноременной передачей и задним ходом. Впрочем, каждая фирма сама определяет тип применяемой трансмиссии. Так, Honda отдает предпочтение карданным передачам, у Yamaha есть машины с цепным и клиноременным приводом. Существуют и гибридные системы, в которых карданные передачи сочетаются с клиноременными или цепными приводами. Расход топлива на квадроциклах измеряется не километражем, а почасово. В среднем, они расходуют 6-7 л/ч. Полного бака хватает на 4-5 часов работы.

Какие бывают

Статистика производителей такова: 36% квадроциклов используются на фермах, 30% — для отдыха (включая спорт), 18% — в качестве рабочих машин, а 13% — для охоты. Таким образом, эти средства передвижения делятся на два основных типа: рабочий (туристический) и спортивный. Первые отличаются утилитарностью — на них можно как производить сельхозработы на даче, так и совершать экстремальные прогулки по окрестностям или просто носиться по льду замерзшего озерка. Вторые предназначены, прежде всего, для любителей повышать уровень адреналина.

Кстати, именно этим — своей “всепогодностью” и универсальностью — квадроциклы выгодно отличаются от другой мототехники, эксплуатация которой имеет выраженный сезонный характер.

“Работяги”. Мотоигрушки для любителей лихо прокатиться по песчаным дюнам или поплюхаться в болотах, квадроциклы, быстро выросли из рамок исключительно развлекательного вида транспорта. Ведь их принципиальное отличие от мотоцикла, помимо большего количества колес, — многофункциональность, обусловленная потрясающей проходимостью. Для фермеров, крестьян и прочих “близких к земле” людей покупка мотовездехода может оказаться чрезвычайно выгодной. Дело в том, что конструкция такого аппарата предусматривает его оснащение разными полезными в загородной жизни устройствами и приспособлениями, а также немалую мощность двигателей и, в большинстве случаев, подключаемый полный привод с понижающей передачей в раздаточной коробке. При помощи квадроцикла летом легко корчевать пни, пахать, грести, мести и трамбовать, а зимой — убирать снег. В общем, эта удивительная техника представляет собой серьезную рабочую силу.

При относительно небольшой собственной массе “хозяйственники” способны перевозить достаточно тяжелые грузы. Для этого они снабжены большими багажниками спереди и сзади, а также кузовами (шестиколесные модели). Так, модель Trail Boss-250 американской фирмы Polaris при собственной массе 203 кг рассчитана на перевозку одного пассажира не тяжелее 75 кг и не более 57 кг груза. Таким образом, общая полезная нагрузка — около 130 кг.

“Рабочие лошадки” не так агрессивно красивы, как “скакуны”, зато более приспособлены к тяжелой работе. Впрочем, как и в спортивных моделях, здесь все продумано до мелочей: электрические узлы надежно защищены от попадания влаги, выхлопная труба поднята и, кроме того, снабжена системой, обеспечивающей работу (непродолжительную) двигателя даже под водой. Застрять такой аппарат почти не может — только утонуть. В общем, незаменимая техника для охотников и других искателей приключений на свою голову.

Но все же их главное назначение — как техники внедорожной и экстремальной — развлекать своего хозяина. Для этой цели в основном и создаются спортивные квадроциклы.

“Спортсмены”. Эта техника достаточно специфична. Поскольку она должна быть легкой и мощной, то в ней используются, как правило, двухтактные двигатели (иногда — двухцилиндровые), заднеприводная компоновка, отсутствует багажник. Еще одна отличительная черта “спортсменов” — длинноходные энергоемкие подвески, выдерживающие движение по пересеченной местности с высокой скоростью и прыжки. Такие “болиды” узнаваемы прежде всего по агрессивному дизайну. Предназначены они для участия в спортивных состязаниях на пересеченной местности и способны развивать скорость до 100 км/ч даже на грунтовке. Если ваш “бимер” “сделала” от светофора какая-то каракатица, не удивляйтесь, динамика спортивного квадроцикла вполне сравнима с мотоциклетной.

Водоплавающие и гусеничные. Отдельное направление в мотовездеходной линейке — это плавающие квадроциклы и квадроциклы на гусеничном ходу. Предел мечтаний любого заядлого охотника и рыбака. Именно они дают возможность забраться туда, где, в буквальном смысле, только лапа потенциальной добычи и ступала. Внешность этих машин сурова — с виду они похожи на корыто с колесами. Нет, к ним не прикладывал руку отечественный военпром, как вы, наверное, подумали, — просто дизайн полностью соответствует назначению. Главным преимуществом этой техники перед “собратьями” является умение плавать.

Наиболее ярким представителем данного класса является Argo Conquest с колесной формулой “8х8”(!), кстати, канадского производства. Кузов отштампованный, цельный из сверхплотного полиэтилена на пространственном трубчатом каркасе. Моторы относительно слабосильные — 18-20 л.с., но привод, как и у армейского бронетранспортера, — “6х6” или “8х8” с трансмиссией вариаторного типа. При посадке на водительское место вас ждет сюрприз: руль отсутствует. Управление, как на тракторе или танке, осуществляется двумя рычагами. Повороты — за счет притормаживания колес одного борта. Ползают и плавают такие агрегаты, прямо скажем, не быстро — максимум 39 км/ч по суше или 4 км/ч по воде, но зато как далеко они могут доплыть-заехать! Просторный “салон” на четверых с объемистым багажником в задней части. Грузоподъемность — 390-454 кг. Восьмиколесник нетороплив, основателен и функционален — недаром он за рубежом возит лесников, геологов и прочий профессионально-внедорожный люд.

Да что там, на него даже портативные буровые установки инсталлируют. За возможности надо платить, цена амфибии начинается от $13 тыс.

Предложение

По сравнению с европейским, на нашем рынке квадроциклов пока царит глубокий штиль. Предлагаются только канадские ATVшки Bombardier, модель Quest 500 и 650 и американский Polaris Sportsman 500. Многие модели можно посмотреть лишь на картинках в каталогах да еще в интернете. Квадроциклы в основном продаются под заказ. Что же сегодня может выбрать квадрофанат?

Самые большие квадроциклы, естественно, американского происхождения. Производитель фирма Polaris не стала “размениваться” на моторы объемом 80 куб. см, 100 куб. см и даже 200 куб. см. Начали сразу с 250-кубовых Trial Boss и Trial Blazer. Основу же модельного ряда составляют квадроциклы с двигателями 400 куб. см и 500 куб. см. Причем один и тот же силовой агрегат, скажем, 32-сильный одноцилиндровый 4-тактный водяного охлаждения объемом 499 куб. см, устанавливается сразу на три модели: спортивный Scrambler 500, туристический Sportsman 500 и утилитарный Big Boss 500. Но кроме моторов у этих машин, пожалуй, больше ничего общего нет. Sсrambler весит менее 250 кг и предназначен для лихих наездников. Sportsman — внедорожник массой 317 кг — наиболее популярная “рабочая лошадка” с двумя вместительными багажниками спереди и сзади и дорожным просветом почти 300 мм. Big Boss — трехосное сооружение, эдакий мото-Caterpiller, способный перевозить 350 кг груза, таскать прицеп или бульдозерный нож полутораметровой ширины. В случае необходимости генератор мощностью 0,25 кВт можно использовать для питания электроинструментов.

Одним из самых маленьких квадроциклов является Badger YFM 80 фирмы Yamaha. Несмотря на “несерьезный”, казалось бы, объем двигателя (всего 80 куб. см), машина оснащена электростартером, электронным зажиганием и карданной передачей на задний мост. При собственной массе 110 кг этот “малыш” способен выдерживать седока такого же веса. Модель Kodiak YFM 400 FW оснащена одноцилиндровым 4-тактным двигателем воздушного охлаждения с 5-скоростной механической коробкой передач и карданным приводом на оба моста. Передняя подвеска типа “двойной треугольник”, задняя — “монокросс” с регулируемыми амортизаторами. В Kodiak применена необычная и довольно сложная система торможения, сочетающая в себе двойные передние и одинарные задние дисковые тормоза. Самый мощный из линейки Yamaha — YFM 600 Grizzly — “выдает на-гора” 37 л.с.

Канадская фирма Bombardier начала производить квадроциклы всего несколько лет назад, но уже имеет целый ряд моделей. Особенно интересна, по мнению автора, спортивная модель DS 650. Она отличается от других машин, во-первых, конструкцией подвески (на утилитарном — полностью независимая подвеска, на спортивном — задняя зависимая подвеска). Во-вторых, количеством ведущих колес и типом трансмиссии (на этом агрегате ведущими являются два задних колеса с приводом через жесткую цепную передачу, а на утилитарном “4x4” используется карданная передача). Кроме того, на DS 650 установлена типично спортивная коробка передач с тщательно подобранными для участия в соревнованиях передаточными числами. Емкость топливного бака спортивной модели — 12,2 л (примерно на 2,5 часа работы), утилитарной — 22 л (на 6 часов работы).

На что обратить внимание

Выбирать квадроцикл надо не менее вдумчиво, чем автомобиль. При этом у вас непременно возникнет ряд вопросов: предпочесть ли двухтактный двигатель четырехтактному, бензиновый — дизелю, водяное охлаждение — воздушному?

Двухтактные моторы применяют в основном на спортивных моделях. Они жестче работают, сильнее вибрируют и расходуют больше топлива, но при этом их тяговые характеристики выше. Если квадроцикл вам нужен как “рабочая лошадь”, выберите дизель. Ему цены нет при перемещении тяжестей (допустим, требуется куда-нибудь отволочь спиленное дерево), но опять же в ущерб комфорту и скорости. С воздушным охлаждением меньше хлопот, но на сильной жаре можно столкнуться с проблемой перегрева.

Существенный недостаток квадроциклов, помимо высокой цены, — наличие только одного посадочного места (багажник не в счет). Двухместные модели встречаются редко и обычно раза в полтора дороже своих одноместных “собратьев”.

Покупая квадроцикл, обязательно справьтесь, существует ли соответствующая ремонтная база. Хотя описываемая техника достаточно надежна, она все же предназначена для экстрима, а в лесу и на болоте может случиться всякое. Ремонтировать лучше всего на техстанции дилера, у которого был приобретен ATV. Во-первых, только здесь вам могут гарантировать качество работы и запчастей. Даже если у запчасти окажется скрытый дефект, вам заменят ее бесплатно, чего вы вряд ли дождетесь от “кулибиных из гаража”. Во-вторых, для ремонта квадроцикла необходим специнструмент и персонал, обученный правильному применению этого инструмента. Однако фирменный сервис обойдется “в копеечку”. Дешевле всего нормо-час обслуживания квадроциклов стоит у дилеров: Polaris — $10, Honda и Yamaha — по $15 и самый дорогой ремонт у канадской Bombardier — $30.

Особенности эксплуатации

Для езды на квадроцикле не нужны водительские права. Поэтому управлять им может кто угодно и когда угодно. Это плюс. К минусам же относится то, что езда по проезжей части на “внедорожных транспортных средствах” (не путать с внедорожниками!), к каким относится мотовездеход, запрещена правилами дорожного движения. Впрочем, за границей любители покататься на четырехколесных мотоциклах решают эту проблему, установив дополнительные световые сигналы — “габаритки” и “поворотники” (штатной комплектацией не предусмотренные). Если же вы рискнете погонять на “квадрике” по нормальной дороге, имейте в виду, что широкопрофильная резина в сочетании с низким давлением в шинах идеальна только на грунте. Асфальт же таковую “съедает” с большим аппетитом.

Расходные материалы для квадроциклов, в отличие от их двухколесных “собратьев”, недорогие. Масло в четырехтактные “движки” можно лить обыкновенное автомобильное, синтетику или полусинтетику, как вам больше нравится. А вот в спортивный “болид” с двухтактным мотором рекомендуем заливать специальное, “квадроциклетное” масло (около $10 за 1 л). Менять его в “четырехколеснике” нужно немного чаще, чем в автомобиле — каждые 5-10 тыс. км, в зависимости от сорта масла и условий эксплуатации. Стоимость остальных “расходников” такова: фильтр масляный — $10-15, воздушный — $20-25, комплект тормозных колодок $35-45.

Наиболее уязвимые места квадроцикла — ремень вариатора, система газораспределения, шины. Срок службы ремня вариатора зависит от условий эксплуатации, но обычно не превышает одного-двух сезонов. Чтобы заменить вышедший из строя ремень, придется выложить $80-120. Через три-четыре года интенсивной эксплуатации и ненадлежащего ухода может перестать включаться задняя передача. Вот, пожалуй, и все прогнозируемые неприятности.

Учтите, что квадроцикл не влезет ни в одно более или менее стандартное авто. Поэтому для его комфортной транспортировки (напоминаем, что по дорогам общего пользования ездить на них нельзя) придется приобрести прицеп, оборудованный специальными мостками для погрузки-разгрузки.

Аксессуары

Как уже говорилось выше, квадроциклы можно оснащать множеством всевозможных аксессуаров. Начиная с полиэтиленовых защитных кожухов для ходовой части и заканчивая подставками для мобильного телефона.

Охотникам пригодятся специальные комплекты, состоящие из чехла цвета хаки (в лесу не будете выделяться, соответственно, не спугнете зверя), защитного ветрового стекла, щитков для рук и, естественно, футляра для оружия. Учитывая простоту конструкции и управления ATV, стрелять можно, не вставая с него, а то и вообще на ходу. Стоит такой комплект около $350. Любителям залезть в самые дебри (а потом вылезти оттуда. — Ред.) не помешает электрическая лебедка за $350-500.

Фермеров и владельцев приусадебных участков может заинтересовать навесное сельхозоборудование. Ассортимент огромен: плуги, бороны, катки, культиваторы, щетки для подметания, косилки, снегоуборочные ковши и многое другое. Недостаток — высокая цена (в зависимости от сложности устройства — $500-1000). Из “прикольных” аксессуаров можно отметить держатель кружки, который крепится на руле (неужели при езде из кружки ничего не выплескивается? — Авт.), лопату с рукояткой-пилой и складывающийся якорь(!), который фиксирует мотовездеход на стоянке.